Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей
Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия

Правила форума Справка Расширения Форум
Регистрация :: Забыли пароль?

Поиск: в Google по Агни Йоге

Создать новую тему Ответ
Показать только "Спасибо!"
Показать важные сообщения
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 14.06.2003, 00:22   #1
rodnoy
 
Аватар для rodnoy
 
Рег-ция: 14.12.2002
Адрес: Донецк -> Atlanta
Сообщения: 1,133
Благодарности: 0
Поблагодарили 9 раз(а) в 9 сообщениях
По умолчанию еще о математике: Гедель, Зенон и кшаника-вада...

2Moderator: не знаю до сих пор, в какой из разделов поместить данное сообщение, так что за любые перемещения заранее благодарен <hr>Увидел на соседнем форуме "Мир АЙ" тему о "теореме Геделя", - обрадовался Наконец-то ознакомился с более-менее формальным ее описанием, а апории Зенона вызвали стойкие ассоциации с буддийской "доктриной мгновенности"... чем и спешу с вами поделиться.

Приятного всем просмотра...

1. Теорема Геделя.

- КУРТ ГЕДЕЛЬ И ЕГО ТЕОРЕМА. Туллио Редже. Этюды о Вселенной.

"Австрийский математик Курт Гедель родился в Брно (Чехословакия) на двадцать семь лет позже Эйнштейна и получил физическое и математическое образование в Венском университете. Его научные интересы частично пересекались с интересами Эйнштейна. Скромный математик - одиночка Гедель, в зрелом возрасте также приехавший в Принстонский институт перспективных исследований, внес важнейший вклад в основы математики, настолько революционный, что раздвинул границы этой дисциплины и оказал существенное влияние на общее мировоззрение и культуру 20 века....

....Появившаяся в 1931 г. работа Геделя, произведя эффект разорвавшейся интеллектуальной бомбы, заставила фон Hеймана прервать курс лекций в Геттингене, а Гильберта прекратить работу над своей программой....
"

- "Теорема Геделя о неполноте. В.А.Успенский."

"Теорема о неполноте, точную формулировку которой мы дадим в конце этой главки, а быть может позже (в случае возникновения к этому интереса у читателя) и доказательство, утверждает примерно следующее: при определенных условиях в любом языке существуют истинные, но недоказуемые утверждения...."

- Виктор Червонный. ТЕОРЕМЫ И СЛУЧАИ. VIII. Теорема Гёделя (диптих)

"Система, которая полна, противоречива;
Если же она непротиворечива, то неполна
"

"Бог - это противоречие и фундаментально нарушенная симметрия. Троица - это самоприменение. А Библия и её толкования - это покровы, придающие религии видимость правильного, строгого и симметричного стиля. Не только математика, но и вся наука строится по образцу религии: в основе жгучее, вопиющее противоречие, несовместимость и взаимное отторжение, которые с помощью неисчислимых умалчиваний и передержек камуфлируются и причёсываются так, что, наконец, становится возможным придать им нерукотворный глянец. Увы! Истина в том, что всё это - рукотворно, придумано человеком, неприродно, необъективно. Истина - жива, противоречива и непрерывно терзает душу, жаждущую покоя."


2. Апории Зенона и "кшаника-вада".

- А.М.Анисов. Апории Зенона и проблема движения

....Таким образом, апория 'Ахилл' основывается на тезисе о невозможности завершить движение из-за необходимости посетить последовательно каждую из точек бесконечного ряда, упорядоченного по типу w (т. е. по типу порядка на натуральных числах), который не имеет последнего элемента. В свою очередь 'Дихотомия' утверждает невозможность начала движения из-за наличия бесконечного ряда точек, упорядоченных по типу w* (так упорядочены целые отрицательные числа), который не имеет первого элемента.

Проанализировав более тщательно две приведенные апории, мы обнаружим, что обе они опираются на допущение о непрерывности пространства и времени в смысле их бесконечной делимости. Такое допущение непрерывности отличается от современного, но имело место в древности. Без допущения тезиса о том, что любой пространственный или временной интервал можно разделить на меньшие по длине интервалы, обе апории рушатся. Зенон прекрасно это понимал. Поэтому он приводит аргумент, исходящий из принятия допущения о дискретности пространства и времени, т. е. допущения о существовании элементарных, далее неделимых, длин и времен....


Далее смотрите схему для дискретных пространства и времени - т.н. апория "Стадий", к-я также приводит к противоречиям в рассуждениях о движении.

"Остается либо признать, что движения нет, либо согласиться с тем, что ряд А делим не на три, а на большее количество мест. Но в последнем случае мы вновь возвращаемся к допущению о бесконечной делимости пространства и времени, снова попадая в тупик апорий 'Дихотомия' и 'Ахилл'. При любом исходе движение оказывается невозможным....

....Получается в итоге, что трудности, связанные с апориями 'Ахилл' и 'Дихотомия', остались не преодоленными. Другое дело апория 'Стадий', которая оставляет надежду на положительное разрешение проблемы движения в дискретном случае. Однако у Зенона есть апория против движения, которая вообще не связана ни с трудностями оперирования с бесконечностью, ни с вопросом о непрерывности или дискретности пространства и времени. Это апория 'Летящая стрела'. Формулируется она очень просто. В каждый момент полета стрела занимает определенное место и покоится в нем. В противном случае придется допустить, что за мгновение стрела способна изменить свое местоположение, что нелепо. Следовательно, движение стрелы есть сумма состояний покоя, т. е. стрела не движется.

Суть затруднения в том, что, согласно Зенону, движение тела означает изменение его местоположения. За мгновение времени никаких изменений в местоположении тел произойти не может. Но поскольку время слагается из мгновений, в каждой из которых все тела покоятся, движения нет. Отметим, что это рассуждение нельзя опровергнуть ссылкой на то, что движущееся тело обладает отличной от нуля мгновенной скоростью, как это иногда думают....

....Рассмотренное представление движения имеет статический характер. Оно полностью подобно изображению движения при помощи кинематографии. Как известно, изображение движения на киноленте складывается из отдельных кадров, на которых все неподвижно. Но если прокрутить эту ленту со скоростью 24 кадра в секунду, возникает иллюзия движения....

Современная наука, особенно математика и физика, блестяще подтвердила философию элеатов, приняв статические представления о движении. Та картина движения, которую она дает, надо полагать, вполне бы удовлетворила как Парменида, так и Зенона с точки зрения отсутствия в ней процесса движения. Обгоняя черепаху, Ахилл не движется в том смысле, что не переходит из одного места в другое. Просто в один момент времени он находится в одном месте, в другой - в другом, подобно тому, как мчащийся по шоссе автомобиль на киноленте просто размещается в разных кадрах этой ленты. Произошла всего лишь смена терминологии при неизменном подходе, выдвинутом еще элеатами....
"

Н.В.Исаева(*) : "Согласно учению буддистов, все явления - компоненты мира - мгновенны, "моментальны" (kSanika), поэтому феноменальный мир можно рассматривать и как бесконечно разнородный. Дискретные объекты, просуществовав всего лишь мгновение, становятся источником соответствующих им понятий. "Ведь объектность - способность служить причиной", - говорится в компендии Шанкары от лица саутрантиков". Подобно тому как лес виден только издали, а вблизи он оказывается скоплением деревьев, то, что выглядит для нас единым объектом благодаря синтезирующей деятельности рассудка, в действительности - конгломерат обособленных моментальных частиц, которым соответствуют столь же моментальные психические состояния. В сарвастиваде все элементы феноменального мира моментальны, причинно обусловлены и могут быть отнесены к пяти группам (skandha). Важно лишь иметь в виду, что сами скандхи - вовсе не существуют идеально сверх и помимо эмпирических явлений, они всего лишь этикетки-обозначения для удобного рассмотрения и классификации элементов."

Е.А.Торчинов(**) : "Дхармы постоянно возникают и исчезают, заменяясь новыми, но обусловленными предшествующими, дхармами по закону причинно-зависимого происхождения. Эти постоянно возникающие и исчезающие бессубстанциальные дхармы в своей совокупности образуют поток, или континуум (сантана), который эмпирически и обнаруживается как <живое существо>. Таким словом, любое существо, в том числе, и человеческая личность, понимается в буддизме не как неизменная сущность (душа, атман), а как поток постоянно меняющихся элементарных психофизических состояний. Онтология буддизма - это онтология бессубстратного процесса.
С теорией дхарм тесно связана еще одна весьма важная особенность буддийского мировоззрения а именно, учение о мгновенности (кшаникавада). Буддизм утверждает, что для сансарического существования характерны следующие характеристики: 1) все непостоянно (анитья); 2) все есть страдание (духкха); 3) все бессущностно, или все лишено самости (анатма); 4) все нечисто (ашубха). Учение о мгновенности непосредственно вытекает из первого тезиса о всеобщности непостоянства. Оно утверждает, что каждая дхарма (и соответственно, и весь комплекс дхарм, то есть живое существо) существует только одно ничтожно малое мгновение, в следующее мгновение заменяясь новой дхармой, причинно обусловленной предыдущей. Как поется в известной песне, <призрачно все в этом мире бушующем, есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, и именно он называется "жизнь">.
Таким образом нельзя не только дважды войти в одну и ту же реку, но нет и того кто мог бы дважды попытаться это сделать. По существу каждое новое мгновение существует новая личность, причинно связанная с предыдущей и обусловленная ею.
Таким образом, согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время. Используя современную метафору, его лучше всего сравнить с кинопленкой: она состоит из отдельных кадров, которые однако мы не видим, когда смотрим фильм и воспринимаем его как чистый континуум. При этом различия между двумя соседними кадрами совершенно ничтожны, и они представляются невооруженному взгляду практически тождественными, различия же нарастают и проявляются постепенно. В этом примере каждая новая жизнь - новая серия безначального сериала, нирвана - конец фильма.
"
--------------------------
(*) Н.В.Исаева. "Шанкара и индийская философия", стр.80.
(**) Е.А.Торчинов. "Введение в буддологию". Цитата взята с "Буддийского форума": "Cознание как поток дхарм".
__________________
До свидания. С уважением.
Родной
rodnoy вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 14.06.2003, 07:45   #2
Владимир Чернявский
Administrator
 
Рег-ция: 14.12.2002
Адрес: Москва
Сообщения: 44,898
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 1,988
Поблагодарили 7,068 раз(а) в 4,820 сообщениях
По умолчанию

Наверное, место этой теме в разделе "Наука"

Интересно, что во время наших дискуссий о логике, я как раз хотел поднять тему существования различных логик и как раз сослаться на теорему Геделя. Но не выпал случай.

В свое время, получая техническое образование, пришлось изучать много различных грамматик, логик, алгоритмов преобразований терминов и т.д., что дало совершенно четкое представление о том, что работа рассудка и формальной логики ограничены по своей природе и вовсе не ведут к Истине как таковой, а лишь к правильным (с позиций выбранной логики) логическим построениям и выводам.

Так, что возможно эту тему присоеденить и к теме: "Гармония между логикой и чувством"
Владимир Чернявский вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 14.06.2003, 13:58   #3
Igor Prolis
Administrator
 
Рег-ция: 26.11.2002
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщения: 1,647
Благодарности: 1
Поблагодарили 13 раз(а) в 10 сообщениях
По умолчанию перемещение темы

Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
Наверное, место этой теме в разделе "Наука"
Я тоже так думаю.

Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
Так, что возможно эту тему присоеденить и к теме: "Гармония между логикой и чувством"
Предлагаю разместить там сообщение со ссылкой на эту тему.
Igor Prolis вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 14.06.2003, 14:03   #4
Владимир Чернявский
Administrator
 
Рег-ция: 14.12.2002
Адрес: Москва
Сообщения: 44,898
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 1,988
Поблагодарили 7,068 раз(а) в 4,820 сообщениях
По умолчанию Re: перемещение темы

Цитата:
Сообщение от Igor Prolis
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
Наверное, место этой теме в разделе "Наука"
Я тоже так думаю.

Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
Так, что возможно эту тему присоеденить и к теме: "Гармония между логикой и чувством"
Предлагаю разместить там сообщение со ссылкой на эту тему.
Так и надо сделать.
Владимир Чернявский вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 24.11.2009, 19:42   #5
rodnoy
 
Аватар для rodnoy
 
Рег-ция: 14.12.2002
Адрес: Донецк -> Atlanta
Сообщения: 1,133
Благодарности: 0
Поблагодарили 9 раз(а) в 9 сообщениях
По умолчанию Ответ: еще о математике: Гедель, Зенон и кшаника-вада...

Битые ссылки:
Правильная ссылка: http://n-t.ru/ri/rj/ev04.htm (см. "4. Курт Гедель")

Правильная ссылка: http://filosof.historic.ru/books/ite...56/index.shtml

Правильная ссылка: http://warrax.net/77/aporii.html (см. "А. М. Анисов. Апории Зенона и проблема движения")
Дополнительная ссылка: Руслан Хазарзар. Апории Зенона: http://khazarzar.skeptik.net/books/k...a.htm#_ftnref3

Цитата:
Сообщение от rodnoy Посмотреть сообщение
(**) Е.А.Торчинов. "Введение в буддологию". Цитата взята с "Буддийского форума": "Cознание как поток дхарм".
Правильная ссылка (НЕ с "Буддийского форума") : http://put.ucoz.ru/publ/49-1-0-502
__________________
До свидания. С уважением.
Родной
rodnoy вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Создать новую тему Ответ

  Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей > Живая Этика (Агни Йога), Теософия > Наука, Медицина, Здоровье > Постигая науку Махатм

Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Быстрый переход

Часовой пояс GMT +3, время: 16:05.


Дельфис Орифламма Agni-Yoga Top Sites Энциклопедия Агни Йоги МАДРА Практика Агни Йоги