Старый 11.08.2005, 23:33  
Николай А.
 
Аватар для Николай А.
 
Рег-ция: 13.01.2003
Адрес: РФ
Сообщения: 8,471
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 1,120
Поблагодарили 1,580 раз(а) в 903 сообщениях
По умолчанию Методика чтения Агни Йоги

Для лучшего раскрытия темы считаю нужным привести следующий отрывок из работы С.Ю.Ключникова «Как читать Агни Йогу». В нем он описывает особенности трех уровней восприятия текста Агни Йоги: информационно-интеллектуальный, эмоционально-душевном, вибрационно-энергетическом.

---------------------------------

Цитата:
Методика чтения Агни Йоги

«Всматриваясь в бесконечность смыслового пространства Учения, можно увидеть в нем по меньшей мере три уровня или три слоя восприятия. Каждый из них требует своего метода или ключа, "помогающего проникнуть внутрь".
Первый слой (уровень понимания Учения можно определить как внешний, или информационно-интеллектуальный.Представляется самоочевидным, что, прежде чем проникнуть в глубинные духовные смыслы Огненного Провозвестия XX века, нужно попытаться понять его хотя бы на приблизительно ясном и точном ментальном уровне. Если человек абсолютно не знаком с основной тематикой Учения, связанной с нравственно-духовными или религиозно-мистическими исканиями, если он не понимает информацию, заложенную в параграфах серии, если его ум не способен к элементарному синтезированию внешне противоречивых, но внутренне единых высказываний Агни Йоги (это свойство называется здесь "вмещением противоположностей"), тогда дальнейшее усвоение текстов делается невозможным. Но если человек достаточно образован, культурен и любознателен, а ум его заострен и пытлив в своих попытках проникнуть в глубины эзотерической мудрости, тогда подобному искателю открывается второй слой Учения, соответсвующий душевным пластам сознания или тонким структурам мироздания. Здесь Человеку открывается эмоциональное богатство Агни Йоги, созвучное его внутреннему существу, одаряющее его сердце переживаниями радости, восторга, красоты, вдохновения, окрыляющее надеждами на счастье и перспективу успешного восхождения к совершенству. Иногда, в случае природной эмоциональной одаренности человека и открытости его сердечного центра, он уже в стадии начального знакомства с Учением способен столь мощно увлечься его идеями, что ему сразу становится доступным восприятие второго, "душевного" слоя Агни Йоги. При зажженности человеческого сердца этот прорыв в глубину тонкого пространства Учения может произойти даже когда человек не обладает высокой философской эрудицией и специальными знаниями в области религиозно-мистических традиций.
Однако восприятие Учения на эмоционально-задушевном, тонком плане не есть высший вид агнийогического познавания. Огонь может быть познан только с помощью огня, потому наиболее глубокий слой Агни Йоги открывается лишь на уровне огненно-духовного восприятия. Пространственный Огонь - родина Агни Йоги. Всякий, проникающий в сердцевину Учения, соединяется с этим пространственным Огнем, вбирает в себя огненный дух Великих Учителей человечества, которые проводят космический план очищения планеты от накопившейся скверны. Они стремятся соединить планетное сознание с Миром Огненным. Учение Агни Йоги выступает важнейшим звеном данного Божественного Плана. Проникнуть в сокровенную глубину Учения — значит осознать его как излучение сознания Великих Учителей и стремиться воспринять его на том уровне вибрационноэнергетической интенсивности, на каком оно впервые возвещалось через духовный канал огненных Вестников - Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Конечно, это неимоверно сложная задача - услышать голос Учения и Учителя так, как его слышала и применяла Матерь Агни Йоги, однако только такая великая задача может помочь человеку преодолеть то огромное расстояние, которое отделяет его от Космических Иерархов.
Три слоя и три уровня восприятия Учения во многом сопоставимы с тремя видами познавания Единой Реальности, которые разработаны мистической традицией суфизма. Первый, низший уровень познания -интеллектуальное познание мира, основанное на доводах рассудка, вычитанных сведениях и описаниях других людей ("Я знаю от других, что огонь жжет"). Второй, более высокий уровень познания, состоит, согласно суфийской гносеологии, в эмоциональном познании мира, предполагающем, что в качестве критерия истины могут выступить доводы органов чувств и переживаний ("Наблюдая страдания людей, обожженных огнем, я проникаюсь сострадание и начинаю чувствовать, что огонь жжет"). Однако здесь еще остается разделенность мира на воспринимающий субъект и воспринимаемый объект. И наконец, третий, самый высокий уровень познания — "уверенное" или "прямое" знание, связанное с полным открытием сокровенных духовных центров человека ("Я сам горел в огне Истины").
Выделение трех уровней восприятия Агни Йоги не является единственно возможной классификацией. В самом Учении приводятся примеры возможного деления свойств познавания на семь уровней (семь "колец зоркости и слуха", семь "колец восприятия"), а также на двенадцать уровней (двенадцать "степеней познавания", каждая из которых "делится на три подстепени"). Однако троичное деление наиболее удобно, поскольку соответствует наиболее распространенному в религиях и учениях делению мироздания на три плана: физический, астральный и духовный. Физическому плану будет соответствовать усвоение внешнего материального слоя Учения - слоя логики, описания информации, новых сведений, интеллектуальных построений. Астральному плану будет соответствовать постижение тонкоматериального слоя Учения — слоя эмоционально душевных состояний, сердечных переживаний и чувств. Духовному плану отвечает усвоение внутреннего, сакрального слоя Учения - слоя высших духовных состояний, экстазов, озарений, огненных переживаний и энергий.
Таким образом можно говорить о трех способах и видах чтения Агни Йоги: 1) чтение ментально-информационное, цель которого понять Учение умом как можно яснее и точнее (насколько это позволяет такой грубый инструмент как ум, интеллект); 2) чтение эмоционально-душевное, цель которого постичь Учение с помощью чувств и переживаний; 3) чтение медитативно-духовное, цель которого воспринять Учение с помощью пробуждения высших духовных способностей и сил. Если сравнить изучение Агни Йоги с исследованием неизведанного пространства и' хождением по нехоженному пути, тогда ментальное чтение будет напоминать первое проторение бесконечной дороги, эмоциональное чтение может казаться похожим на протаптывание и утрамбовывание этой дороги, а медитативнодуховное чтение окажется сравнимым с прямым движением по подготовленному направлению.
Общая культура, образованность человека в области философии, истории культуры, религиозно-духовных исканий, а также ментальная тренированность позволяют до минимума сократить время усвоения первого слоя Учения и овладеть на высоком уровне интеллектуально-информационным видом чтения. Трудности, которые могут возникать при чисто ментальном способе постижения Учения у человека с высоким интеллектом, связаны вовсе не с тем, что Агни Йога содержит очень много информации, обилие источников, ссылок, цитат, терминов: в этом она значительно уступает энциклопедической "Тайной Доктрине". Все трудности восприятия Учения для людей подобного типа объяснимы содержащимся в нем особым, принципиально новым способом организации данной информации, которая необычайно сжата, насыщена глубинным смыслом и освещена изнутри духовным светом. Нет смысла в • чисто количественном усвоении этой. информации, необходимо-стремиться к качественному проникновению за ее пределы, в самую сердцевину знания. Такой прорыв помогает извлечению из информации скрытой в ее духовной глубине, или иначе говоря, извлечению из текстов "психической энергии" (ведь информация и энергия тесно между собой связаны). Потому необходимо стремиться в процессе •чтения объединить сознание и сердце, чтобы в результате сразу начинать с эмоционально-душевного восприятия и метода работы с текстом Учения, сохраняя при этом интеллектуальную трезвость, ясность бодрствования и активность мысли. Если и в этом случае попадаются непонятные выражения, неясные термины, мысли и загадочные высказывания, тогда необходимо идти дальше, возвращаясь к ним по мере общего духовного становления. Следует запомнить также совет самого Учения, весьма продуктивный в подобных обстоятельствах: перечесть данное место или отрывок заново, переждав какое-то время. Затем вернуться и снова попытаться постичь непонятое. Время и настойчивость делают чудеса!
Подобное эмоционально-сознательное чтение следует стараться практиковать ежедневно, рассматривая его как форму собеседования с Учителем. При такой упорной, без пропусков и забываний работе постепенно формируется особый духовный ритм соприкосновения с Высшим: рождается потребность каждый день брать в руки заветный томик Учения. Очень важно читать книги серии осознанно, наблюдая за собой и внимательно фиксируя - какие внутренние черты в нас сопротивляются очищающему огню нового Провозвестия. Пристальное самонаблюдение и опора на собственные силы в процессе чтения должны сочетаться с доверием к Учителю, живительная сила души которого излучается с любимых страниц. Агни Йога подтверждает этот оккультный закон, требующий одновременной связи ученика с землей и небом, таким параграфом: "Советую наблюдать за собой и помнить, что кроме Учителя - никто не поможет. Советую Учителя считать как единственную крепость". Нельзя читать книги Учения механически, в полусне, без всяких попыток внутреннего бодрствования, самоосознания и самоконтроля. Каждая попытка прочтения может принести с собой раскрытие новых истин, смыслов, идей. Важно поставить перед собой высшую цель и стремиться помнить ее, сосредотачиваясь на параграфах Учения. Непрерывные попытки продлить памятование субъективно поставленной высокой духовной цели, как в процессе чтения, так и впоследствии в жизни, помогает человеку лучше открыть и понять свою реальную, объективно заданную обстоятельствами и Творцом личную Задачу, Миссию, Предназначение.
Исключительную роль играет при чтении умение управлять собственным, настроением, его динамикой, силой, полнотой. Агни Йога подчеркивает, что читать ее книги нужно уметь в самых различных эмоциональных состояниях, усиливая положительные и стараясь растворить отрицательные. Тексты гласят:
"В минуты тишины учение укладывайте на полку опыта.
Как читать писания Мудрых?
Надо уединиться и примерить читаемое к разным своим настроениям.
Вот я новорожденный, , Вот я старец,
Вот я изгнанник,
Вот я Владыка,
Вот я невидящий,
Вот я познавший миры.
Ко всем истокам приложите познаваемое величие Лотоса."
Помимо принципа регулярности чтения каждый день и желательно в одно и то же время, Учение советует разумное применение принципа разнообразия. Он, напротив, предполагает погружение в тексты в разное время суток - и утром, и днем, и вечером. Это связано с тем, что каждый час имеет свою энергетику, свои тонкие токи и силы, которые освещают многоцветный кристалл Учения новым цветом, высвечивая в нем неизвестные и незаметные прежде грани. Такой подход помогает каждому серьезному последователю Агни Йоги воспринять всю полноту Учения, поскольку в этом случае необходимому воздействию подвергаются все психоэнергетические структуры ученика и задействуются сразу несколько тонких центров, создавая новую комбинацию духовных состояний.
Творческое отношение, к Учению проявляется и в разнообразном темпе чтения книг серии, а также в различном объеме материала, который может быть пропущен через сознание читающего за единицу времени. Можно читать параграфы в быстром темпе, стремясь . охватить как можно больший объем, и удержаться в этом обжигающем огненном потоке скоростного восприятия как можно более значительное время. Следует отметить, что выдерживать в течение длительного времени интенсивную энергетику, излучаемую книгами Агни Йоги, весьма непросто - далеко не каждый человек способен выступить в качестве такого упорного читателя, сознательно пропускающего через себя духовные токи высокого напряжения.
Внимание быстро рассеивается и воля слабеет. Можно, напротив, читать очень медленно, вдумчиво, концентрируя внимание на одной странице или даже шлоке Учения, перечитывая ее в течении нескольких часов. В итоге подобного чтения можно выделить одну фразу или даже ключевое слово, которое следует осознанно многократно повторять в самом себе и которое должно стать паролем, мистическим ключом, вводящим человека как в глубины духовного поля Агни Йоги, так и в более высокое состояние сознания. Можно читать Учение вслух, собираясь группой единомышленников, можно делать это строго индивидуально, повторяя все фразы и слова про себя, а можно впитывать огненную силу как бы одними глазами, остановив процесс внутреннего проговаривания. Все способы хороши, если человек искренне устремлен к Свету и Совершенству, а также сохраняет при этом сознательное бодрствование. Тогда информация, заложенная в тексте Учения, сгущается и ученик способен извлечь искры глубинных прозрений даже из нескольких слов огненного провозвестия! "Для близких достаточно одного слова и одной буквы", - гласит Агни Йога, имея в виду близких к Учителю и Миру Огненному. Необходимо учиться подходить к Учению со всей простотой и искренностью, отличающих искателя прямых путей от сухого скептика-исследователя", внутренне спорящего с идеями Учения или пытающегося препарировать "их" холодным скальпелем рассудка.
Искусство истинного чтения текстов Агни Йоги тесно связано с наукой овладения - тончайшими космическими ритмами, присутствующими в огромном энергетическом поле Учения как бы "за кадром", словно внутренний невидимый пульс, бьющийся в глубине организма и заглушаемый ударами внешнего видимого пульса. В текстах четырнадцатитомной серии и в письмах Е.И. Рерих упоминаются две основные разновидности'' этих космических ритмов, называемых Махаван и Чотован. Формула, подобных ритмов, звуковая мантра и числовая характеристика в Учении отсутствуют, поскольку обнародование этой информации могло бы иметь разрушительные последствия для неподготовленной психики. Правильное, ритмически организованное чтение могло бы являться важнейшим методом такой подготовки. Овладение космическим ритмом по сути означает повышение частоты энергетических вибраций тонкой структуры человека, что прямо пропорционально частоте вспоминаний Высшего. Идеальный ритм предполагает такую "внутреннюю пульсацию переживаний", когда памятование Учителя становится непрерывным. Потому чтение текстов будет наиболее эффективно, если читающий ежесекундно держит себя перед Ликом Учителя.
Важный момент в духовной работе читающего Агни Йогу - чтение иной литературы и иных источников. Здесь, как и всегда в Учении, можно встретить два подхода, которые на первый взгляд могут показаться взаимоисключающими и противоположными. С одной стороны - призывы к широкому самообразованию, к овладению) - всеми сокровищами мировой духовной культуры, к изучению религиозно-мистических учений, с другой стороны прямое указание Учителя: "Не открывайте случайных книг"! Однако дилемма мнимая, поэтому нужно стремиться к синтезу противоположных тенденций, непрестанно учась и расширяя свой кругозор, (вспомним колоссальную образованность, культурную подготовленность и начитанность самих Рерихов) и в то же время избегая всеядного поглощения оккультного чтива, которое несет в себе отрицательную энергию, засоряющую тонкие каналы восприятия. Следует помнить также, что, в случае выбора Агни Йоги и того или иного Великого, Учителя в качестве главных внутренних ориентиров жизни, и объектов для постоянного сердечного памятования, медитации и .устремления, читать тексты иных оккультно-мистических и религиозных традиций нужно через призму выбранных идеалов. Иными словами, правильное эзотерическое чтение будет заключаться в том, что читая, скажем, высокий, понравившийся вам ведантический, буддийский или католический текст, не переставать ощущать и осознавать себя Агни Йогом (если вы действительно всерьез выбрали этот путь)».
/Ключников С.Ю, Как читать Агни Йогу, Сборник статей. – М. Беловодье, 1993. -112 с/
Николай А. вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Развернуть/свернуть список спасибок (1)