Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей
Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия

Правила форума Справка Расширения Форум
Регистрация :: Забыли пароль?

Поиск: в Google по Агни Йоге

   
Опции темы Опции просмотра
Старый 07.11.2003, 09:25   #1
Елена Шульпина
 
Рег-ция: 03.03.2003
Адрес: курган
Сообщения: 99
Благодарности: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Отправить сообщение для Елена Шульпина с помощью ICQ
По умолчанию Человечество на Земле

Уважаемые, форумцы! Предлагаю вашему вниманию еще один параграф пособия. Буду ждать вашего обсуждения или предложений.

& 3. Человечество на Земле

1. Особенности эволюции человека
Эволюцию человека можно понимать как развитие в нем тех сил и возможностей, которые никогда не развиваются сами по себе, механически. Только такого рода развитие, такой тип роста указывает на подлинную эволюцию человека. Другой быть не может.
Природа создала человека таким, каков он есть в нынешний момент его развития. Изменения, которые наверняка нарушат общие требования природы, могут произойти только у отдельных единиц.
Для того чтобы понять закон эволюции человека, необходимо оговориться, что до известного пункта эта эволюция вовсе не является необходимой. Она не нужна природе в данный момент ее собственного развития. Эволюция человечества соответствует эволюции планет, но сама эта эволюция планет протекает для обитателей Земли в течение бесконечно долгих циклов времени. На протяжении того периода, который способен охватить человеческий ум, в жизни планет не происходит существенных изменений. Соответственно не могут иметь место и никакие принципиальные перемены в жизни человечества.
Человечество не прогрессирует и не эволюционирует. То, что нам кажется прогрессом или эволюцией, - это лишь частичное видоизменение, которое немедленно уравновешивается соответствующим изменением в противоположном направлении.
Человечество, как и все остальные виды органической жизни, существуют на Земле для нужд и целей всей Земли. И оно в точности соответствует ее потребностям в настоящее время.
Такое понимание эволюции человека расходится с общепринятой теорией, представляющей эволюцию человека как процесс, не связанный с окружающей средой, а как постепенную победу над природой. Своей жизнью, смертью, эволюцией, вырождением человек в равной степени служит природе; вернее, природа одинаково использует возможности как эволюции, так и вырождения, возможно, для разных своих целей. В то же время, человечество в совокупности не в состоянии ускользнуть из-под власти природы, ибо даже в борьбе с ней человек действует в согласии с ее целями. Эволюция больших масс людей противоречит целям природы. Человек обладает возможностями эволюции; эволюция небольшой части человечества, какого-то ее процента может совпадать с целями природы, но эволюция человечества в целом, то есть развитие этих возможностей у большинства людей, не является необходимой для целей Земли или мира планет. Более того, эволюция значительного числа людей могла бы оказаться вредной или роковой. Поэтому существует особые силы планетарного характера, которые препятствуют эволюции больших масс и удерживают их на должном уровне. Но в то же время возможности эволюции существуют для отдельных индивидов. Силы, противодействующие эволюции больших масс человечества, препятствуют и развитию индивида. Но один человек способен их преодолеть, а все человечество – не может. Преимущества отдельного индивида состоят в том, что он очень мал, и в общем хозяйстве природы его роль микроскопична.
Говоря об эволюции, еще раз подчеркнем, что никакая механическая эволюция невозможна. Эволюция человека – это: во-первых, эволюция сознания, а «сознание» не может эволюционировать бессознательно; во-вторых, эволюция его воли, а «воля» не в состоянии эволюционировать невольно; в-третьих, эволюция его способности делать, а «делание» не может быть результатом вещей, которые «случаются» (1; 77-80).

2. Механизмы социального развития
Человек Разумный – это единственный вид, спровоцировавший своей деятельностью глобальный экологический кризис. Этот вид во многом необычен. Экологическая неразборчивость Homo sapiens уникальна и возникла на базе весьма гибкой, по меркам млекопитающих, организации. Однако его эволюционные потенции в морфофизиологической области едва ли велики из-за развития и умеренной плодовитости и дополнительно снижаются из-за сложной социальной организации, еще больше ограничивающей плодовитость и увеличивающей сроки выращивания потомства. Сама же социальная организация крайне лабильна, и именно она играет решающую адаптивную роль. Еще одна очевидная специфическая черта – способность человека к рассудочной деятельности.
Процессы развития жизни на Земле и развития человеческого общества имеют много общего. Сходство заключаются в идентичности элементарных процессов самоорганизации, состоящих из двух этапов: порождения разнообразия вариантов (мутаций) и отбора наиболее жизнеспособных их них. Критерий отбора в обоих случаях один и тот же: способность новых форм (живых организмов, технических устройств и др.) адаптироваться к существующей в данный момент среде. Успешный естественный отбор в природе обычно связан с прогрессивными изменениями в морфологии, анатомии, физиологии, образе жизни организмов. В обществе естественный отбор заменяется человеческой оценкой предложенной новинки и осознанным выбором в соответствии с поставленной целью. Для выполнения определенных социальных функций происходит внутривидовое и межвидовое кооперирование механизмов. С помощью комплексов адаптированных друг к другу машин осуществляются в наше время сельскохозяйственные работы, добываются полезные ископаемые, ведутся военные действия.
Основным отличием социального развития от биологического является то, что в первом случае источник, движущая сила всем известны – это человек, а во втором - используются механические объяснения процесса. Введение активного субъекта вносит существенные изменения в механизмы развития: возникают ближние краткосрочные цели, информация передается по внешним, негенетическим каналам. Все это приводит к резкому увеличению скорости социального развития по сравнению с биологической эволюцией (2;84-85).

3. Проблема единого Человечества
Слово ЧЕЛОВЕЧЕСТВО имеет два основных значения: во-первых, под ним понимают логический класс, охватывающий всех людей-индивидов, и, во-вторых, - всех людей в качестве некоторого единства. Возможность образования логического класса Человечество стоит вне сомнений (см. таблицу …). Относительно человечества как единства существуют разные взгляды. Его реальность признают теисты, которые фактором, обеспечивающим единство, считают Бога. В атеистических концепциях реальность существующего или становящегося человечества обусловлена имманентными обществу силами и, в частности, осознанной или неосознанной устремленностью к прогрессу (О. Конт, К. Маркс). В ХХ веке часть мыслителей отошла от религии, другая – изверилась в идее прогресса. В результате сама идея человечества была поставлена под сомнение (3).
В действительности имеется ряд факторов, способствующих формированию единого человечества. Это, прежде всего, резкое увеличение в современную эпоху подвижности населения, непосредственного общения людей из разных регионов, усиление межнациональных экономических, культурных, политических, информационных связей. Однако действие этих факторов самих по себе непосредственно не обеспечивает подлинного единства человечества, ибо между взаимосвязанными подсистемами современного мира существуют различного рода антагонизмы интересов, порождающие конфликты, порою кровавые и, возможно, неразрешимые. Но взаимосвязанность толкает к превращению человечества в единый субъект действия, совместно решающий общие задачи. Взаимосвязанность требует согласованности действий. Нерешенность глобальных проблем современности создает общую угрозу всему человечеству и под страхом гибели все более принуждает к единству норм во взаимодействии с природой. К единству действий подвигают и возникающие перед человечеством творческие задачи (освоение космоса, расшифровка генома
человека), и разрабатываемые экономические проекты (создание единого экономического пространства в Европе) (3).
Важную роль в складывании единого человечества играет формирование и развитие общечеловеческих ценностей, особенно распространение элементарных норм поведения, действующих внутри большинства человеческих сообществ, на отношения между сообществами. Человечеству пора достичь зрелости с ее готовностью возлагать на себя ответственность и растущим чувством реальных ценностей и норм жизни. Чувство ответственности – один из первых признаков пробуждения к сознательной взрослой жизни.
Вместе с тем ряд факторов противодействует тенденции к единству человечества. Это антагонизм геополитических и иных интересов, национальный, классовый и вообще групповой эгоизм, содержащееся в традиции недоверие ко всему чужому, нетерпимость к нему.
Наличие факторов противоположной направленности обусловливает реализацию противоположных тенденций.
С одной стороны, в психологию все большего числа людей проникает отказ от расовой, национальной, конфессиональной, социальной ненависти, идут региональные интеграционные процессы, все большую роль играют ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации. И, хотя их деятельность не означает, что провозглашаемые принципы проникли в менталитет народов, населяющих входящие в них государства, невозможно ее не оценивать как реализующую тенденцию к единству человечества.
С другой стороны, мир разъединен, национальный эгоизм порождает воинствующие сепаратистские движения, из реальностей планеты не исчезли различные конфронтации и прямые военные конфликты, посредством которых одни государства стремятся навязать свою волю другим (3).
Но, невзирая на весь внешний беспорядок и хаос, бушующий сегодня в сознании человечества, невзирая на страх и опасения, ненависть и обособленность, человеческие существа начинают сочетать в себе три состояния сознания: индивидуума, гражданина и идеалиста (приверженца групповой идеологии) (4; 104).
Эволюционный статус рода человеческого привел его к порогу двери, ведущей на великий путь эволюции, и указал раскрытие, неизбежно влекущее за собой решительные перемены во всем отношении человека к жизни и ко всем его мировым взаимодействиям. Перемены инициируются им самим, а не навязываются внешней силой или каким бы то ни было принуждением. Поэтому можно утверждать, что:
1. Человек находится сейчас в точке, когда принцип интеллекта настолько в нем пробужден, что ничто не в силах затормозить его продвижение к знанию, которое приведет к опасным эгоистическим злоупотреблениям, если ничего не будет делаться, чтобы сдержать его и защитить от самого себя – даже ценой временной боли. Он должен научиться реагировать на высшее, лучшее чувство ценностей.
2. Миллионы человеческих существ уже интегрированы или находятся в точке интеграции. Они начинают функционировать в единстве, что является подготовительным этапом перед более высоким процессом, который позволит им сознательно интегрироваться в большее целое (4; 117-11.
Это означает направленность – в сознании человечества – к слиянию индивидуума с целым, но без утраты им чувства индивидуальности. Вступает ли он в политическую партию, ведет ли благотворительную деятельность, становится ли сторонником какого-нибудь распространенного «изма» или культа, он все больше осознает расширение сознания и готовность отождествить свои личные интересы с интересами группы, основная задача которой материализовать некий идеал. Данный процесс идет сегодня в каждой нации, во всех уголках мира (4; 124).
Реализация единого человечества не означает исчезновения национальных, цивилизационных и иных различий между людьми. Уже современный опыт показывает на примере европейской интеграции возможность существования наднациональных систем, выступающих в качестве единых субъектов действия в коренных сферах общественной жизни. При этом сохраняется своеобразие национальных подсистем.
Какая из обозначенных альтернатив реализуется – сложится ли единое человечество или оно останется разъединенным (что чревато гибелью) – фатально не предопределено. Это зависит от конкретной деятельности людей, от ВЫБОРА, который производится самими человеческими сообществами. В настоящее время человечество существует лишь как становящееся. Обретет ли оно подлинное БЫТИЕ, зависит от него самого. Осознание такой возможности – важная предпосылка ее реализации (3).
Елена Шульпина вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
 

  Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей > Живая Этика (Агни Йога), Теософия > Осознание красоты спасет Мир > В мире природы

Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Быстрый переход

Часовой пояс GMT +3, время: 15:46.


Дельфис Орифламма Agni-Yoga Top Sites Энциклопедия Агни Йоги МАДРА Практика Агни Йоги